Двухэтапное повышение тарифов ЖКХ в 2019 году

Повышение стоимости услуг ЖКХ происходит ежегодно. Оправданием этому служит инфляция, и компенсировать поставщикам коммунальных услуг ежегодный рост цен представляется справедливым. Проблема состоит в том, что почти вся сфера ЖКХ представляет собой локальные монополии и естественное рыночное ценообразование здесь не работает. Именно поэтому цены услуг ЖКХ называются тарифами и назначаются государственными органами исходя из затрат на производство тепла или электроэнергии и какой-то разумной нормы прибыли. Между тем расходы можно завышать, а также списывать на них низкую производительность, потери воды и дыры на теплотрассах. Это в действительности и происходит, но потребителям все равно приходится платить с каждым годом все больше. Как в этих условиях можно сэкономить на коммунальных платежах читайте в нашей статье


История повышения тарифов

Хотя по логике вещей рост тарифов должен совпадать с уровнем инфляции, в период с 2010 по 2018 год цены на ЖКХ росли быстрее других потребительских цен. Исключение составили только 2014 и 2015 год, когда инфляция была максимальной, и тарифы прирастали медленнее. В 2016 году цены ЖКХ догнали инфляцию, а после снова стали расти опережающими темпами. В 2019 году коммуналка опять дорожает быстрее других товаров.


Кто и как рассчитывает повышение коммунальной платы

Сегодняшний порядок назначения увеличенной коммунальной платы действует с 2015 года. Индекс платы, то есть коэффициент, на который умножается суммарная прошлогодняя плата, рассчитывается в несколько этапов. Сначала правительство утверждает базовое значение индекса платы, отдельно для каждого региона. При этом устанавливается допустимое отклонение – на сколько процентных пунктов можно изменить базовое значение в большую или меньшую сторону для конкретных муниципальных образований. Естественно, в подавляющем большинстве случаев власти субъектов РФ пользовались этим допуском в сторону увеличения, хотя бывали и редкие исключения. Окончательный, или предельный, индекс применяется к тому или иному муниципальному образованию. Такая система порождает значительный разброс платы за ЖКХ не только по регионам, но по отдельным районам субъектов Федерации.

Допустимые отклонения устанавливают на долгосрочный период, и в 2019-2023 годах оно принято равным базовому индексу после конца 2019 года. Это значит, что региональный орган может удвоить базовое значение. Более того, если Совет муниципального образования попросит губернатора повысить окончательное значение индекса сверх установленных Правительством пределов, тот может это сделать безнаказанно.


Почему в 2019 году два повышения?

Люди уже привыкли, что повышение стоимости коммунальных услуг происходит раз в год с начала второго полугодия. 2019 год стал исключением: повышение провели в два этапа. Первое прошло с начала года и составило 1.7%, второе – с 1 июля, 2,4%. Объясняют это тем, что первое повышение должно компенсировать поставщикам коммунальных услуг прошлогоднее повышение НДС на 2%, а 2-е – плановое повышение в связи с инфляцией. По-видимому, в Правительстве решили, что за два шага население легче адаптируется к новым тарифам.

При этом подчеркивалось, что для потребителей суммарное повышение оказалось ниже предполагаемой инфляции (в пределах 4,5-5,2%, по разным прогнозам). Здесь не обошлось без лукавства: во-первых, те самые 1,7% потребитель платил лишние полгода, во-вторых, считать надо сложный процент, так что общее повышение хоть ненамного, но превысит 1,7+2,4=4,1%.

Упомянутые два значения и есть те самые базовые повышения, которые потом корректировались на местах. 2,4% - это средняя; регионам раздавались разные базовые значения.


Ситуация по регионам

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) проанализировал муниципалитеты 22-х самых населенных субъектов РФ для выяснения их реальных индексов платы. Оказалось, что окончательные индексы только в шести регионах равны базовому, в остальных – больше. В трех регионах окончательные индексы превысили даже допуски отклонений.

Если же говорить о муниципалитетах, то тут расхождения больше в разы. Для Московской области базовый индекс равен 3,6%, а предельное значение в Софрино – 22,0%, в Балашихе – 25,5%. Получается, что назначенные Правительством цифры мало сходятся с реальностью.

Дополнительную нагрузку на коммунальную плату создали новые правила вывоза мусора и оплаты этой услуги. В рамках «мусорной реформы» за вывоз ТКО (твердых коммунальных отходов, которые раньше назывались ТБО – бытовыми) отвечают не муниципалитеты, а выбранные по конкурсу операторы. Тарифы за ТКО назначаются региональной властью наряду с другими коммунальными услугами. Цены за эту услугу выросли с 1 января, и вместе со всей коммунальной платой проиндексированы 1 июля. С учетом этой дополнительной платы общая сумма тарифов во многих городах вышла далеко за пределы базовых индексов. Среди проанализированных городов-миллионников темп прироста совокупной коммунальной платы (вместе с мусором) превзошел предельные значения индексов в 10 из 15 городов!


Рост долгов

Рост тарифов, который уже много лет опережает рост благосостояния, не проходит бесследно: долги за «коммуналку» ежедневно увеличиваются на 330 миллионов рублей! Эксперты сравнили цены на коммунальные услуги и рост долгов по регионам.

Оказалось, что самая дешевая «коммуналка» в Дагестане - в среднем по 457 рублей в месяц на одного члена семьи. Совсем немного отстали Тува (478 рублей) и Ингушетия (488 рублей). Самые дорогие коммунальные услуги на Дальнем Востоке: в Магаданской области (3511 рублей) и на Камчатке (3420 рублей). Как предполагают эксперты, тенденция к росту задолженности не изменится, а может и усугубится после июля 2019 года.

Общероссийский долг в конце 2018 года составил 1,2 трлн рублей В этой сумме и задолженность предприятий и организаций за коммунальные услуги, но больше половины (750 млрд. рублей) – доля населения. Примечательно, что с 2015 года долги юридических лиц уменьшались, а частных – выросли в 5 раз.


Меры по ограничению роста тарифов

В попытках хоть как-то ограничить плохо контролируемый рост тарифов на местах Правительство РФ накануне второго этапа повышения приняло Постановление №756 от 13 июня 2019 года. Этот документ призван ограничить возможности превышения в регионах базового индекса.

За уровнем тарифов поручено следить Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которой были переданы функции Федеральной службы по тарифам после упразднения последней. Губернаторам теперь придется согласовывать повышенные тарифы с ФАС. Сократили количество оснований, по которым региональный орган управления может превысить предельные значения индексов. Если раньше исходили только из нужд коммунального хозяйства, изученных не всегда достаточно критично, то теперь будут обращать внимание на доступность новых цен для населения.

Причинами, оправдывающими повышение предельных норм, может быть финансирование комплексной программы развития коммунальных систем в целях обеспечения качественными коммунальными услугами новых капитальных объектов, а также мероприятия по повышению энергоэффективности и технического совершенствования коммунальных объектов.

Постановление №756 было пожарной мерой, и мало кто надеется на его эффективность. ФАС прорабатывает более перспективную и долгоиграющую идею эталонного тарифообразования. Это более продвинутый проект, основанный на компьютерном анализе данных.

Идея состоит в том, чтобы собирать всю информацию о затратах поставщиков коммунальных услуг и сравнивать тарифы компаний, работающих в сходных условиях, а иногда и одной компании, назначающей разные тарифы в соседних регионах. Программная обработка такой информации позволит формировать «эталоны», то есть некоторые усредненные параметры расчетов. На их фоне будут сразу видны заметные отклонения, для которых ФАС затребует обоснований.

Эталонный принцип уже апробируется на поставщиках электроэнергии, для этой отрасли предполагается внедрение уже в 2019 году. Параллельно запускаются пилотные проекты для других коммунальных услуг, которые начнут работать по эталонному принципу годом позже.