Как зарегистрироваться по месту жительства?

Регистрация

В законах РФ существуют два термина: регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания (временная регистрация). Фактом того, что человек имеет регистрацию по месту жительства является запись в паспорте. Для временной регистрации запись в паспорт не делается, а выдается свидетельство о регистрации по месту прибывания.


Место жительства — это дом, квартира или комната, в которой человек постоянно или преимущественно проживает. Жилое помещение может быть в собственности, в нем можно жить по договору найма или на других законных основаниях.

При смене места жительства необходимо зарегистрироваться в новом жилье в течение 7 дней. Если этого не сделать, нарушителю грозит штраф до 5 тысяч рублей (ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ).


Куда подавать документы?

Заявление на регистрацию по месту жительства можно подать через портал Госуслуг. В ответ придет уведомление: вам предложат прийти в орган регистрационного учета с оригиналами документов. Обычно приглашение приходит в течение трех дней.


Можно подать заявление лично — через МФЦ, уполномоченных лиц ТСЖ или управляющей компании. В течение трех дней их передадут в орган регистрационного учета.


Срок оформления регистрации зависит от того, каким способом подавалось заявление и предоставлены ли документы, подтверждающие право пользования жилым помещением. Если таких документов не было, их запросят у ведомств по внутренним каналам связи, но срок регистрации увеличится.


Если заявление отправлено через портал Госуслуг, то регистрацию оформят в тот же день, когда вы принесете паспорт и подтверждающие документы.


Список документов для регистрации

Для регистрации по месту жительства необходимо подавать следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление по форме в 1 экз.;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН;
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя (при установлении опеки или попечительства);
  • письменное согласие о вселении гражданина в жилое помещение от проживающих совместно с нанимателем жилого помещения совершеннолетних пользователей, наймодателя, всех участников долевой собственности (при необходимости) удостоверяется лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов проставлением штампа;


При регистрации несовершеннолетних граждан со дня рождения и до достижения ими 14-летнего законный представитель представляет следующие документы:

  • свидетельство о рождении несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорта законных представителей;
  • акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна (в случае необходимости);
  • договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение, выписку из ЕГРН либо иной документ (по желанию заявителя).


Отметку о регистрации по месту жительства ставят в паспорте. Детям до 14 лет выдают отдельный документ — свидетельство о регистрации. Услуга предоставляется бесплатно.